Существенную помощь неврологу может оказать знакомство с типичными для истерии неврологическими синдромами. Рассмотрим более подробно феноменологию каждого из указанных синдромов.
Истерические боли. Подавляющее большинство больных истерией, независимо от характера и выраженности неврологического дефекта, как правило, в качестве первой жалобы сообщают о болях: в голове, шее, позвоночнике, межлопаточной области, руках, ногах и т.д. Однако, пока не существует признаков, позволяющих достоверно и однозначно говорить о психогенном характере локальных болей. В качестве типичных выделяют 4 типа болей, истерический характер которых не вызывает сомнений:
1) острые ургентного характера боли, требующие неотложных диагностических процедур или оперативных вмешательств, при меняющейся локализации боли (в анамнезе у таких больных повторные "инфаркты", "почечная или печеночная колика", "острый живот", "диагностические лапароскопии" и т.д.);
2)болевые синдромы, тесно связанные с истерическим моторным дефектом как по локализации, так и по динамике;
3) локализация боли в оральной и аногенитальной областях (иногда в сопровождении чувствительных нарушений в этих же зонах);
4) диффузные боли как основной фактор инвалидизации больного при отсутствии соматических причин для их возникновения.
Псевдопарезы - наиболее частый вариант ПНР, в котором речь скорее идет о "локальном акинезе" или параличе движения, а не мышцы или группы мышц. При этом потеря произвольных движений контрастирует с сохранностью автоматических функций - паретичная конечность участвует в оборонительных, опорных и экспрессивных двигательных актах. Парезы в руках чаще латерализованы, а в ногах обычно выявляются с двух сторон. Как правило, истерические двигательные расстройства, сопровождаются диффузной мышечной гипотонией и симметричной гиперрефлексией. Анизорефлексия, которую иногда врач обнаруживает при первом осмотре может быть обусловлена, во-первых, произвольным торможением или усилением рефлекса, во-вторых, остаточными явлениями перенесенных соматических или неврологических заболеваний (болезни суставов, корешковые синдромы, невропатии, травмы и т.д.). Значительно реже наблюдается локальное напряжение мышц в сочетании с интенсивной болью и контрактурой (синдром "замороженного плеча"). При истерических параличах практически не наблюдаются локальные мышечные атрофии, однако при длительной вынужденной позе конечности могут возникнуть трофические изменения в виде диффузной гипотрофии, отечности, изменении цвета и контрактурах.
Пароксизмальные состояния. Пароксизмы, возникающие у больных истерией, представлены преимущественно психогенными или истерическими припадками и/или паническими атаками. Структура первых определяется, главным образом, истерическими неврологическими симптомами, среди которых двигательные феномены и ареактивность (или «утрата сознания») наиболее очевидны. Двигательные феномены в конечностях это - тонические спазмы с формированием разнообразных патологических поз в кистях и стопах; сгиба тельные и разгибательные движения; крупно амплитудный тремор и неритмические псевдомиоклонические подергивания; хаотические, беспорядочные движения с разбрасыванием рук и ног, толчкообразные движения тазом,. При этом часто наблюдаются извивающиеся движения тела, полуповороты его на правый и левый бок, что сопровождается выгибанием по типу "истерической дуги". В припадке нередко отмечается запрокидывание головы, повороты ее из стороны в сторону, закатывание глаз вверх с формированием "спазма конвергенции", одно- или двусторонний блефароспазм, губоязычный спазм, псевдогемиспазм, тризм и т.д. Наблюдаются стоны, мычание, реже плач и смех, часто нарушается речь по типу мутизма, замедленности, растянутости либо псевдозаикания, речи "по слогам".
После приступа нередко больные сообщают о полной либо частичной амнезии припадка. Длительность припадка может колебаться от нескольких минут до часов. Дифференциальный диагноз, как правило, проводится с эпилептическими припадками. Такой диагноз иногда чрезвычайно труден, тем более, когда длительность истерического припадка не превышает 1-2 минуты, а его проявления относительно стереотипны. В подобных случаях не может быть оправдана полная ориентация на распространенные среди неврологов дифференциально-диагностические критерии приступов. Например, "окровавленная пена изо рта" может быть обусловлена появлением слюны, окрашенной кровью из прикушенной слизистой щеки, а отсутствие реакции зрачков на свет нередко связано с т. н. "спастическим мидриазом", обусловленным симпатическим разрядом психогенного припадка. Наконец, легкие травмы возможны и при истерическом приступе. Иногда больные рассказывают или демонстрируют врачу "упускания мочи". Однако надежный диагноз возможен только при сочетании следующих критериев: 1) отклонение в рисунке психогенного припадка от стандартных моделей эпилептических припадков; 2) отсутствие эпилептической активности в ЭЭГ в момент приступа; 3) отсутствие замедления ритмов в постприступной ЭЭГ; 4) отсутствие зависимости между частотой припадков и концентрацией антиконвульсантов в плазме крови.
Психогенный припадок необходимо дифференцировать с другими не эпилептическими пароксизмами, среди которых транзиторные ишемические атаки, гипогликемические эпизоды, синкопальные состояния, пароксизмальная дистония, хореоатетоз и атаксия, пароксизмальная миоплегия, катаплектические приступы и пр.
Помимо психогенных припадков у больных истерией нередко наблюдаются вегетативные кризы (панические атаки). Характерными их особенностями являются:
Наличие функционально-неврологических феноменов в пароксизме ("ком в горле", нарушение речи, латерализованая слабость и онемение в конечностях, сведение и судорожные спазмы в руках и ногах и т.д.);
Отсутствие страха, тревоги, однако могут наблюдаться раздражительность, агрессия, внутреннее напряжение, обида, слезы;
Нарушения чувствительности труднее всего поддаются верификации и нередко впервые обнаруживаются при осмотре больного. Клинически достоверно истерическими можно считать нарушения чувствительности, которые по локализации и динамике строго связаны с несомненными истерическими двигательными дефектами. При латерализованных расстройствах чувствительности с этой же стороны часто выявляются нарушения зрения, слуха, вкуса и обоняния. Нередко нарушается чувствительность сразу всех модальностей, при этом границы расстройств носят четкий характер и проходят либо по средней линии либо носят "ампутационный" характер. Однако необходимо помнить, что некоторых случаях пациенты с таламическим или теменным повреждением предъявляют гемианестезию по средней линии, которая напоминает истерию.
Нарушения походки. Традиционно в этих случаях применяется термин астазия-абазия (невозможность стоять и ходить при отсутствии парезов и координаторных расстройств), однако на практике истинная астазия-абазия встречается редко, чаще речь идет о дибазии т.е. различных вариантах нарушения ходьбы. Выделяют следующие типичные варианты нарушений походки: 1) "атактическая", с видимой неустойчивостью больного, перекрестом ног ("плетение косы") и внезапными шагами в сторону; 2) походка с волочением ноги ("лисья походка" или "метущая стопа"), при этом может быть разгибание стопы нередко с эквино-варусной установкой и цеплянием тыльной поверхностью пальцев стопы или всей стопы за пол; 3) походка с постоянным или периодическим подгибанием коленей; 4) "осторожная" походка напоминающая ходьбу по льду – медленная ходьба маленькими шажками без отрыва стопы от пола либо низкими шагами; 5) походка, имитирующая известные неврологические варианты нарушений ходьбы - "миопатическая", "гемиплегическая", "спастико-атактическая" и др.; 6) походки, имитирующие двигательные стереотипы обычной жизни, например походка, напоминающая ходьбу на лыжах; 7)походки вычурные, необычные - ходьба на четвереньках, ходьба с упором руками в стену, ходьба с подпрыгиванием и др; 8) Походки, в которых наблюдается сочетание вышеописанных вариантов ходьбы.
Клинический диагноз психогенных нарушений походки во всех случаях требует моделирования нестандартных ситуаций с применением усложненных способов ходьбы: тандемная ходьба, с закрытыми глазами, на пятках и носках, боком, назад, бег и др.). При этом вычурный и демонстративный характер моторики приобретает необходимую очевидность, либо появляются вышеописанные двигательные паттерны (волочащаяся стопа, "плетение косы", подгибание в коленных суставах).
Истерические гиперкинезы. Тремор является самой частой формой гиперкинеза при истерии. Он может иметь любую локализацию и наблюдаться либо изолированно, либо в сочетании с другими типами психогенных гиперкинезов. Выделяют следующие характерные особенности истерического тремора: одновременно обнаруживаются признаки тремора покоя, постурального тремора и тремора действия; выявляется несоответствие между выраженностью тремора и сохранностью функций конечности, например, письма; характерно внезапное эмоциогенное начало, не прогрессирующее течение, спонтанные ремиссии, неподатливость лекарственной при положительном эффекте психотерапии и плацебо; тремор наблюдается, как правило, в контексте других истерических неврологических симптомов, что существенно облегчает диагностику.
Дифференциальный диагноз психогенных гиперкинезов с органическими основан на учете двигательного рисунка гиперкинеза, его динамики при различных экзо - и эндогенных воздействиях, а также на оценке так называемого синдромального окружения гиперкинеза и течения заболевания.
Зрительные и глазодвигательные расстройства занимают существенное место среди истерических симптомов, но, как правило, носят сопутствующий характер. Наиболее часто среди них встречаются:
Тубулярное зрение - в жалобах больных этот феномен чаще звучит, как "снижение зрения", а объективно выявляется концентрическое сужение полей зрения иногда до 10° - 15°.
Истерический птоз представляет собой "спастический" птоз, т.е. вариант блефароспазма, при этом обнаруживается напряжение нижней порции m.orbicularus oculi, отсутствие компенсаторного напряжения m.frontalis соответствующей стороны, ощущение напряжения и сопротивления при попытке пассивно поднять "опущенное веко", наконец, запрокидывание головы не помогает больному открыть глаза. Истерическая диплопия или полиопия остается при монокулярном зрении.
"Нистагм" обычно представляет собой осцилляцией глазных яблок. Дифференцировать его с органическим нистагмом позволяет, во-первых, отсутствие фазического и тонического компонентов и одновременно возникающее дрожание периорбитальных мышц и мышц скальпа, что легко можно ощутить, положив руку на голову пациента. Могут наблюдаться и другие психогенные нарушения зрения и движений глазных яблок, среди них спазм конвергенции, одно- и двусторонний спастический мидриаз, фотофобия и нарушения цветоощущения.
Истерические нарушения речи и голоса. Нарушения бульбарных функций представлены мутизмом, дизлалией, дисфагией и дисфонией. Нередко трудности возникают при дифференциальной диагностике дисфагии и дисфонии. Органические причины этих синдромов сводятся к мышечной патологии, бульбарному и псевдобульбарному парезу, акинезу и дистоническому спазму. В диагностике определенную помощь могут оказать рентгеноскопическое исследование акта глотания и подвижности диафрагмы, стробоскопическое исследование голосовых связок и использование клинических приемов диагностики акинеза и дистонии. В случае дистонической афонии имеет диагностическое значение звуковой образ речи а так же сохранность звучного кашля и нормальные показатели ларингоскопии.
Нарушения сознания и психогенные спячки. Длительные нарушения сознания, псевдокома или "психогенная ареактивность" встречаются относительно редко. Дифференцировать эту форму нарушения сознания от коматозных состояний, вызванных структурной или метаболической патологией нервной системы позволяет появление в ответ на калорическую пробу нормального нистагма с быстрой фазой, направленной в сторону, противоположную уху, орошенному холодной водой. Кроме того, при психогенной ареактивности может ощущаться активное сопротивление больного попыткам врача открыть глаза, отсутствуют плавающие движения глазных яблок, можно уловить сопротивление конечности при попытке внезапно ее сдвинуть. При истерических спячках больные находятся в состоянии поведенческого сна в течение нескольких часов или суток. При ЭЭГ-регистрации не обнаруживается признаков сна, регистрируется активность, характерная для бодрствования. Определенную помощь в диагностике истерической спячки может оказать исследование вегетативных параметров: частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, артериального давления и температуры, которые могут быть заметно активированы, диссоциируя с поведенческим сном.
Когнитивные расстройства. Обычно представлены нарушениями памяти. Расстройство памяти обычно начинается остро, хотя некоторые отмечают затуманивание сознания непосредственно перед наступлением «потери памяти». Характерны следующие варианты психогенной амнезии:
1) локализованная амнезия – потеря памяти на события от нескольких часов до нескольких дней;
2) генерализованная амнезия – потеря памяти на весь период болезни;
3) селективная амнезия – неспособность воспроизвести некоторые, но не все события за короткий период времени;
4) непрерывная амнезия - характеризуется забыванием каждого последовательного события, хотя больной находится в состоянии бодрствования и осознает, что происходит вокруг него в данное время.
В таблице 2 суммированы некоторые характерные признаки, позволяющие предполагать психогенное происхождение симптома (симптомы - маркеры)